• +7 (473) 227-66-80
Воронеж, Липецкая ул, 2

Положение об элективных курсах предпрофильной подготовки

ПРИНЯТО

на педагогическом совете школы

Протокол № ____

« ___ » ___________ 2012 г.


 

ПОЛОЖЕНИЕ

об элективных курсах предпрофильной подготовки обучающихся IX классов.

 

I.Общие положения

 

  1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ "Об образовании", Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, приложением к письму Минобразования России от 20.08.03 № 03-51-157ин/13-03 "Рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основ-ной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003/04 учебный год", информационным письмом Минобразования России от 13.11.03 № 14-51-277/13-03 "Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования", БУП-2004.

  2. Элективные курсы (курсы по выбору, обязательные для посещения обучающимися) составляют компонент образовательного учреждения базисного учебного плана и являются важной содержательной частью предпрофильной подготовки обучения. Элективные курсы призваны удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника, являясь важным средством построения индивидуальных образовательных программ в школе.

  3. Настоящее Положение определяет цели и задачи, особенности организации элективных курсов по выбору.

 

 

 

II.Цели и задачи курсов по выбору

 

Цель элективных курсов:  удовлетворение индивидуальных  образовательных запросов каждого школьника.

 

Задачи элективных курсов:

 

  • повышение уровня индивидуализации обучения и социализации личности;

  • подготовка к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности;

  • содействие развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;

  • выработка у обучающихся умений и способов деятельности, направленных на решение практических задач;

  • создание условий для самообразования, формирования у обучающихся умений и навыков самостоятельной работы и самоконтроля своих достижений.

 

Функции элективных курсов:

 

  • предпрофильного обучения: направление на выбор или уточнение профиля дальнейшего обучения, определение степени готовности и обоснованности к выбору сферы будущей профессиональной деятельности;

  • «поддержание» изучения основных образовательных предметов на заданном стандартном уровне;

 

3.Типы элективных курсов:

 

     Предметно-ориентированные:

 

  • обеспечивают для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного предмета, развивают содержание одного из базовых курсов, включая углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ;

  • дают ученику возможность реализации личных познавательных интересов в выбранной им образовательной области;

  • создают условия для качественной подготовки к итоговой аттестации и в том числе к экзаменам по выбору, которые являются наиболее вероятными предметами для обучения в старшей школе;

 

      Межпредметные:

 

  • обеспечивают межпредметные связи и дают возможность изучения смежных предметов;

  • поддерживают мотивацию ученика.

 

       Ориентационные :

 

  • обеспечивают реализацию познавательных интересов школьников, выходящих за рамки традиционных предметов и распространяющихся на область деятельности человека вне выбранного обучения;

  • знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов и способами их разработки в различных профессиональных сферах, способствуют профессиональной ориентации.

 

 

 

4. Организация работы элективных курсов

 

4.1. Базовый минимальный объем предпрофильной подготовки в 9-х классах составляет 102 часа, из них 2 часа в неделю (т. е. 68 часов в год) определяются на краткосрочные курсы, 34 часа отводятся на информационную и профориентационную работу с обучающимися.

 

4.2. Набор элективных курсов, предлагаемых школьнику в рамках предпрофильной подготовки, носит вариативный характер, их число является избыточным.

 

4.3. Приоритетными формами обучения на элективных курсах являются: исследовательская деятельность, практики, игровые технологии, лаборатории и иные формы, ориентированные на инновационные педагогические технологии.

 

4.4. Содержание элективных курсов не дублирует содержания предметов, обязательных для изучения.

 

4.5. Методическое обеспечение элективного курса включает в себя:

 

  • программу курса;

  • учебно-тематическое планирование;

  • учебную литературу для учителя и обучающихся;

  • систему творческих и методических наработок учителя и творческих работ школьников и другие педагогические средства, необходимое оборудование.

 

4.6. Реализация содержания предпрофильного обучения обеспечивается программами, утвержденными Министерством образования и науки РФ. В случае отсутствия программы преподавание элективных курсов в рамках предпрофильного обучения ведется по программам, составленным педагогами школы и других образовательных учреждений, утвержденным методическим советом школы;

 

4.7. В качестве учебной литературы по элективным курсам используются учебные пособия, научно-популярная литература, справочные издания.

 

4.8. Курсы предпрофильной подготовки включают в себя пробы по ведущим видам деятельности (работа с текстами, анализ источников, использование правовых документов и иные).

 

4.9. Администрация школы предоставляет возможность ученику менять наполнение индивидуального учебного плана курсами по выбору как минимум два раза за учебный год, а также создает условия для реализации познавательных потребностей школьников используя ресурсы образовательной сети.

 

4.10. Преподавание элективных курсов ведется по специальному расписанию, составленному с учетом требований СанПиНов, в соответствии с нормативами учебного времени.

 

4.11. Преподаватель элективных курсов несет ответственность за жизнь и здоровье школьников во время проведения занятий и экскурсий в соответствии с приказом об охране труда и техники безопасности.

 

4.12. Для учета достижений обучающихся в общем рейтинге портфолио, достигнутых при изучении элективного курса, педагогами, ведущими курсы, разрабатываются критерии оценивания достижений обучающихся в диапазоне от 1 до 3 баллов, в соответствии с программой своего курса.

 

4.13. Изучение курса для каждого ученика завершается зачетной работой: контрольной работой, презентацией, защитой, демонстрацией (и иными формами) результатов своей работы. По желанию школьника его работы пополняют портфель достижений.

 

4.14. Записи в документы государственного образца об изучении курсов производятся в соответствии с нормативно-правовыми документами Министерства образования и науки РФ.

 

4.15. Мониторинговые исследования результативности преподавания конкретного элективного курса осуществляются:

 

  • анкетированием школьников, педагогов, родителей, целью которого является анализ уровня удовлетворенности школьников элективными занятиями;

  • анализом результатов участия школьников в олимпиадах, конференциях, конкурсах и иные.

 

 

 

5. Ведение документации

 

5.1. На основании заявлений школьников о желании изучать данный элективный курс в журнале для курсов в алфавитном порядке заполняется списочный состав обучающихся.

 

5.2. При проведении каждого занятия преподавателем в журнале элективных курсов ставятся число, месяц, отмечаются отсутствующие обучающиеся, на соответствующей странице указывается число и производится запись темы занятия. Количество и даты проведенных занятий, записанных на левой и правой стороне журнальной страницы, должны совпадать.

 

5.3. Если с обучающимися в часы занятий проводится экскурсия, то указывается объект экскурсии.

 

5.4. Все записи в журнале производятся четко, аккуратно; запрещается исправление и сокращение слов.

 

5.5. Журнал элективных курсов оформляется заместителем директора по УВР и хранится в учительской, проверяется администрацией согласно плану внутришкольного контроля.

 

6. Структура программы элективных курсов

 

6.1.Структура программы элективного курса состоит из пояснительной записки, учебно-тематического плана, содержания, списка литературы для учителя и учащихся.

 

6.1.1. В пояснительной записке обосновывается актуальность, важность и значимость данного курса, формулируются цели как предполагаемый конечный результат освоения данного курса и задачи, определяющие пути достижения цели; дается описание структуры программы курса, ее особенностей, методов и  форм обучения, формы контроля уровня достижений учащихся, соотношение часов теоретической и практической части.

 

6.1.2. Учебно-тематический план может быть составлен по схеме:

 

 

 

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.1.3. В содержании  программы дается характеристика содержания каждой темы программы.

 

6.1.4. В список литературы для учителя и учащихся (основной и дополнительный) могут входить электронные издания (компакт-диски, компьютерные программы), Интернет-ресурсы.

 

6.1.5. Программа может быть дополнена приложениями (темами творческих работ, проектами, планами проведения практических работ, лабораторных опытов, экскурсий  и др.).

 

6.2. Освоение содержания программы элективного курса предусматривает создание учащимися совокупности образовательных продуктов, которые могут в дальнейшем служить основой портфолио старшеклассников. Образовательным продуктом могут быть материалы, разработанные учащимися  на занятиях курса в ходе познавательной,  исследовательской или иной деятельности:  конспект, тезисы, эксперимент, серия опытов, исторический анализ, собственное решение научной проблемы, доказательство теоремы, стихи, сказки, очерки, трактаты, живопись, графика, музыка, песня, танец, вышивка, фотография, композиция, модель, макет, схема, компьютерная программа и др.